Рецепты мыла в домашних условиях \ Мыловарение \ Мыло "с нуля" \

Кастильское мыло с нуля холодным способом

Кастильское мыло – легендарное мыло, которое состоит только из омыленного оливкового масла первого холодного отжима. Немного своеобразное по своим свойствам: мягчайшее по воздействию на кожу, но не образует обильной пены и может немного «сопливить» первые полгода после приготовления. У Кастильского мыла нет срока годности – чем оно старше, тем тверже, мягче по свойствам и менее «сопливое». Срок полного вызревания такого мыла – около полугода, но пользоваться им можно начинать уже через месяц после приготовления, когда омыление всех жирных кислот полностью завершится. Теперь расскажу немного о самом процессе. 

Ингредиенты:
  • Масло оливковое 600
  • Вода очищенная 180 гр.
  • Натрий гидроокись, ЧДА 74,24
Инструменты:
  • Весы 1 шт.
  • Перчатки 1 шт.
  • Респиратор или маска
  • Очки STAYER "PROFI" защитные, 1 шт
  • Емкость для щелочного раствора
  • Емкости для смешивания мыла (пластик,стекло)
  • Термощуп кухонный электронный
  • Блендер (миксер)
  • Ложки (лопатки для смешивания)
  • Пластиковый короб для брускового мыла, 0.7 кг
  • Вкладыш для короба, 0.7 кг
Технология приготовления:

Для начала взвесим все необходимые ингредиенты, соблюдая правила безопасности при работе со щелочью. Не пренебрегайте масками и респираторами, даже самые легкие пары щелочи сильно раздражают слизистую носа.

Взвешиваем оливковое масло, воду и щелочь:
  

Приготовим щелочной раствор. Емкость с водой предварительно лучше поставить в холодную воду, чтобы избежать чрезмерного нагревания щелочного раствора, так как щелочь при контакте с водой выделяет большое количество тепла. Соблюдая технику безопасности высыпаем щелочь в воду и перемешиваем. Оставляем щелочной раствор остывать до комнатной температуры.

Как только температура щелочного раствора и масла примерно сравнялась, выливаем раствор в масла и начинаем перемешивать.

Для перемешивания лучше использовать блендер. Для того, чтобы в будущем Кастильском мыле получить след, потребуется от 10 до 20 минут, в зависимости от интенсивности перемешивания.

Включаем блендер на 15-20 секунд, потом выключаем и даем мылу отстояться. И так до тех пор, пока не увидим легкий след.

Далее можно готовить форму. Залить такое мыло можно куда угодно, главное – следите за тем, чтобы мыло можно было легко достать и формы, не разломав и не раскрошив. Кастильское мыло довольно мягкое, поэтому лучше использовать разборные формы из дерева или пластика. Постепенно мыло густеет и след становится все гуще и гуще.

Можно дождаться, пока мыло хорошо загустеет, чтобы было удобнее вкладывать в форму.

На фотографии хорошо видно, насколько мыло загустело. Тем не менее, оно не теряет эластичности и с ним так же легко работать.

Далее можно поставить мыло на вызревание в сухое темное место. Стадию геля можно не проводить. Вытащить из формы его можно будет дня через 2-3, тогда же можно и нарезать. Но вот пользоваться- минимум через месяц, в идеале- спустя полгода с момента приготовления. 
Но если вы хотите, чтобы мыло имело более ровный цвет, гладкую поверхность и равномерную текстуру – проведите мыло через стадию геля. Для этого оставьте мыло в форме на час-полтора при температуре около 50 градусов. Я для этих целей использую едва нагретую духовку, можно завернуть мыло в полотенце и поставить на горячую батарею. После прохождения геля мыло становится прозрачнее, видно что стадия геля прошла равномерно.

Такое мыло тоже требует вызревания, так же как и мыло, не прошедшее стадию геля. Ставим мыло вызревать.
Спустя 2 дня можно достать мыло из формы и нарезать.
 

Нарезать - но не мыться) Отложить на верхнюю полочку от одного месяца и до полугода. А лучше – до бесконечности. Кусочку, пролежавшему пару - тройку лет не будет цены.

Написать свой комментарий:
Комментарий должен соответствовать правилам
Комментарии:
  • Это самый идеальный рецепт кастильского мыла! Спасибо огромное! Очень быстро достигается легкий след.
  • Добрый день Наталья! Можно ли использовать Гидроксид натрия чда 99%
  • Привет всем! Ошибся в расчётах. Вместо веса масла, посчитал объём. У вас указано в ингридиентах - оливковое масло 600. Вот и понял, что 600 мл. А кто измеряет в обычном, не мыловарном мире масло в граммах? Теперь у меня несколько килограмм мыла с передозом каустической соды. Можно ли с ним что то сделать?
    • сделал ещё порцию по вашему рецепту с пережиром 8%. неделю мыло ещё не застыло. похоже, рецепт не опробованный. очень жаль, что блог не активный. было бы интересно пообщаться... следующую порцию сделаю с 4 % пережира)). а предудыщее с 0 % пережира вышло очень даже хорошо)))
  • А также срок годности масел, их связи и ТД???
  • екатерина Калегина12 марта 2020 в 13:12
    Добрый день, сварила мыло поэтому рецепту, добавив 15 гр молочной кислоты и щелочи для ее гашения , смешивала масло и щёлочь на низкой температуре 32градуса, очень быстро побелело и получился след, в выключенной духовке и в полотенце оно пролежало в форме сутки , легко вышло из формы, красивое, гладкое , легко нарезалось ножом как масло, торцы обрезала ножом для овощей, слегка крошилось. Первый раз варила, очень понравилось и процесс и результат. Но есть сомнения все ли сделала правильно и как понять что можно его использовать, у многих проблемы с наступлением сдеда в кастильское мыле, а у меня их не было , вдруг я смешала слишком на низкой температуре, подскажите пожалуйста.
    • Ксения Куштысева24 апреля 2020 в 12:50
      После вызревания мыло мылится?)
      • екатерина Калегина24 апреля 2020 в 18:28
        Да, мылится и есть немного пенки, немного сопливится, просто это было мое первое мыло с нуля, и я готовилась по всем отзывам к тому, что долго надо работать блендером , к тому что оно долго застывает, у меня же получилось все очень быстро, и это подозрительно))
  • Здравствуйте!сегодня сварила мыло кастильское, холодным способом: масло оливковое 300г, NaOH 36г, воды 99г. И добавила 10% пережира-30г. Не учла, что пережир уже был включен в калькулятор…что делать с избытком масла, может как-то переварить?
  • Добрый день. Сварила мыло по Вашему рецепту. Достала из формы через два дня, а порезать не могу - оно крошиться как соляное. Что я сделала не так?
    • Наталия Вербена25 ноября 2019 в 14:15
      Добрый день! Мыло прошло гель? Вес батча совпадает с предполагаемым весом мыла?
  • Скажите пожалуйста: Я мыло сделала год назад (ниже моя переписка, :-)), сейчас попробовала и руки сушит, аж неприятно. Почему?? Всё сделала по рецепту, :-(((
    • Наталия Вербена1 ноября 2019 в 16:48
      Добрый день! Это странно - кастильское одно из самых "мягких" сортов, тем более хорошо вызревшее. Точно все по рецепту? Можете дать попробовать еще кому-нибудь, может вы индивидуально так на него реагируете?
  • Владимир 13 мая 2019 в 23:35
    Здравствуйте. Подскажите как можно продлить состояние легкого следа? Почему-то не хватает времени. Пока добавишь красители ароматизаторы и уже масса не текучая. На ютубе смотришь, они там слегка взбили, разлили по разным емкостям, окрасили в разные цвета и потом еще в формы залили. У ни порядка 10-15 мин. масса льётся без проблем. Как они это делают? У меня на 100% оливе через пять минут уже густеет даже без добавок, хотя температура одинаковая порядка 25-30 градусов. В чём подвох, что я делаю не так?
    • Наталия Вербена15 мая 2019 в 16:27
      очень многое зависит от того, как вы смешиваете - непрерывно блендером или чуть-чуть блендером, а потом ложкой, потом опять пару вжиков блендером. Во втором случае времени будет больше на порядок. Но у меня все сразу загущается после добавления красителей
  • Доброе утро, уважаемые мыловары))! Как вы считаете какое оливковое масло лучше всего подходит для кастильского мыла? Можно ли использовать нерафинированное? Зависит ли качество мыла от стоимости масла?
  • Виктория Бондаренко4 февраля 2019 в 15:16
    Получила ваш заказик! Спасибо большое! Формочки просто умиление! Очень классные! Буду творить красоту с удовольствием)))))
  • Виктория Бондаренко3 февраля 2019 в 20:11
    Сводила по вашему рецепту, правда на миндальном масле, , получилось прекрасное и красивое мыло, хс, думала что совершенство но почему-то не твердеет, правда добавляла отдушку, отрезала кусочек, пениться прекрасно, аромат супер но мягкое-мягкое, если переварю ничего с ним не будет? Так как хочется чтобы потвердела. Скажите, что мне делать?
  • Ещё скажите пожалуйста где почитать как работать с весами? Как понять сколько щёлочи на то или иное масло? Так как хочу попробовать сварить просто на миндальном масле а че почем не знаю ничего, заранее спасибо!
    • Наталия Вербена28 января 2019 в 12:50
      Почитайте в разделе статьи про "мыло с нуля", там все достаточно подробно
  • Можно ли дабовлять в такой рецепт сахарозу? Слышала, что с ней лучше мылится. И что будет если мыло не на пару и не в духовке не доводить до стадии геля?
    • Наталия Вербена25 января 2019 в 11:32
      Можно, в воду перед добавлением щелочи, но учтите, что такое мыло будет темным
      Если мыло не доводить до геля - оно не пройдет гель - будет хрупким и будет дольше созревать
  • Спасибо вам большое за ответы! Скажите, а какие красители лучше дабовлять в мыло с нуля ?
    • Наталия Вербена25 января 2019 в 11:30
      Я добавляю пигментные пасты, единственное, их обязательно надо вжикнуть блендером после добавления
  • Здравствуйте! А можно в такое мыло добавлять отдушки?
    • Наталия Вербена23 января 2019 в 18:42
      Можно, только проверенные (большинство отдушек США подходят)
  • Добрый день, если добавить козье молоко к этому рецепту, то сколько его добавить?!
    • Наталия Вербена31 октября 2018 в 16:18
      Если вы уже делали кастильское и молочное мыло, то можете полностью воду заменить молоком. Если это первое кастильское мыло - лучше сделать просто на воде. При растворении щелочи в молоке очень важно следить за температурой раствора - если он перегреется, разрушится белок в составе молока, и идеального мыла не получится
  • Небольшое добавление: 50С - разогретая духовка, а потом, когда увидела что температура упала, на несколько секунд снова включила духовку, чтобы чуть-чуть поднять температуру.
  • Сделала и все получилось. Так приятно. Сначала подержала в духовке 2,5 часов при 50С, а затем на ночь оставила в духовке с включенным светом внутри (свет давал легенькое тепло). Утром твердые, переложила их в коробку и на дальнюю полку.
    Скажите, если выдержать год - два - три, мыло будет твердым при использовании?
    Если нет, то как будет если добавить 1-2% соли в конце ХС -это как-то повлияет на твердость мыла в итоге (выдержав также 1-3)?
    Я хочу, также, попробовать ХС 90% оливки + 10 % бабасу - это достаточно для твердости или можно и 1-2% соли добавить также?
    • Наталия Вербена16 октября 2018 в 10:40
      Отлично, очень рада
      Если выдержать год-два - мыло будет твердым
      Если добавить 1-2% соли в след это незначительно увеличит твердость, а вот если к воде - то увеличит. Но мне не очень нравится мыло на соляном растворе
      90% оливки и 10% бабассу - это хорошо
      • Ой,не совсем поняла: "Если к воде" - это когда в щелочной раствор добавить?
        Я видела, что кто-то добавляет лимонку, молочную кислоту, - это тоже для твердости?
        Простите за назойливость, а почему соляное мыло не нравиться?
        • Наталия Вербена26 октября 2018 в 14:41
          Да, к воде - это в воду перед добавлением щелочи
          Молочка, лимонка влияют на твердость и пластичность, и улучшают свойства еще по нескольким признакам, можете поискать, есть прямо статья у нас "кислоты в мыле с нуля"
          Не нравится - это исключительно личные предпочтения, я больше всего люблю мыло без добавок (не считая отдушки и красителя), почему - не могу сказать)
  • Здравствуйте! Сделала все по рецепту, довела до следа, переложила мыло в форму, поставила "гелиться" в духовку разогретую до 50 гр. и отключенную. Но мыло через стадию геля не прошло. Стоит в форме третьи сутки и такое мягкое, что я боюсь его достать и попробовать нарезать. Как быть и что могло пойти не так?
  • Татьяна Шилова18 июня 2018 в 11:52
    Заказали для ребенка-аллергика. Планирую делать ГС. Хотелось бы для опыта янтарной кислоты добавить, но ни разу не пробовала - как ее вводить и что хорошего она даст именно кастильскому? На нее и на глицин не бывает аллергии?
    • Наталия Вербена19 июня 2018 в 11:28
      Я бы не стала пробовать новую добавку на ребенке-аллергике :) Не хотите просто классическую кастилью сделать? Может, с небольшим количеством бабассу
  • думаю ,мой опыт будет полезен начинающим и не очень начинающим мыловарам:сварила вчера кастильку хс и даже может быть полутеплым способом
    сварила по всем актуальным нововведениям-с лимонкой и 20% воды в рецепте (кстати ,всё своё мыло варю сейчас так и не нарадуюсь-спасибо мыловар.про)просто на мой взгляд, эта история с вечно сопливящейся кастилькой явно требует и того нововведения и второго..
    пошла в магазин и купила хорошую оливку ex v (если на просторах интернета вы увидите статьи о том ,что помас подходит и не горкнет -не верьте!)настоящая кастилька должна быть на экстра вёрджин и никак иначе
    я решила сделать традиционно и не добавляла больше никаких масел.советую сначала поступить так :вот взяли вы например 500мл оливки-поставьте свою миску для приготовления мыла на весы,сбросьте тару,вылейте масло и поймите сколько вышло масла в граммах.потом уже открывайте калькулятор и считайте рецепт исходя из этих данных.в калькулятор так же вбить лимонку 1% и вода 20%
    посчитали.все отвесили.в воду (отвешенную под щелочь)добвавляем лимонку и тщательно перемешиваем до растворения кристаллов,потом тихонько туда добавляем щелочь , тщательно промешивая
    в это время чуть подогреть масло.чтоб температуры щелочи и масла совпадали.я привыкла работать по приблизительной темп тела.смешала,тихонечко лопаточкой их дружим,перемешиваем.блендером-лопаточкой-блендером-лопаточкой.и так долго.минут 20.меня мыло не отпускало .у него такой аромат...
    пузырей правда много было мелких как я не простукивала его ..
    короче залила я его достаточно жидким следом.это была моя небольшая ошибка потому что там тоже были свои приключения..просто мыло во время продолжительного смешивания подостыло уже-ну вообщем решила я его проводить через гель и поставила в духовку и стояло оно там охохо- часа два .в итоге сегодня утром достала из формы(да-да!кастильку!и оно было твердым как трех месячная обычная кастилька)ох и аромат!!!!!!!!!!!какое же оно прекрасное ..но!в середине следы частично прошедшего геля.видимо , так вышло из за недостаточно высокой температуры мыла или из за особенностей формы (я делаю в тубе принглс )
    и ,кстати ,о тубе принглс - с ней получается забавно во время прохождения геля -сверху мыло застывает , а в прохождении геля ,изнутри в нее как будто вырывается чужой-чуть чуть деформируется,но не страшно.
    • Наталия Вербена30 мая 2018 в 09:38
      Ирина, добрый день! Спасибо за такое подробное описание своего опыта: я 100% уверена, что он будет полезен другим мыловарам, планирующим повторить этот рецепт!!!
    • Елена Семина27 июня 2018 в 01:26
      Очень подробный рецепт. Огромное спасибо. Ирина, скажите, пожалуйста, а какой процент пережира у Вас в рецепте?
  • Ой, извиняюсь, заложен - 8% ))
  • Добрый день! Почему в кастильское мыло ХС не заложен пережир ?
  • Спасибо за рецепт)
  • Делала сегодня кастильское на молоке, но как не пыталась до следа не смогла довести, бросила и залила так в формы. Оно вот к вечеру в формах застыло, но сверху трогаю, а оно жирное, хотя не расслоилось, и вот думаю прореагировало там все или нет? Сталкивались ли вы с чем то подобным? Видела как зарубежные мыловары массу до следа не доводили и в форму заливали, но что то боюсь за свое мыльце.
    • Наталия Вербена13 марта 2018 в 21:03
      Дайте ему постоять еще несколько дней, должно стать менее жирным. Если есть возможность, измерьте рН, чтобы было спокойнее
  • Татьяна Шилова15 февраля 2018 в 21:02
    Будет ли хорошо добавить в этот рецепт немного соли?
  • Евгения Новикова10 ноября 2017 в 17:18
    Добрый день, Наталья. У меня вопрос по кастильскому мылу. Везде информация, что чем дольше оно хранится, тем лучше. НО почему у него йодное число очень высокое, что показывает не долгий срок хранения и прогоркание. Или на кастильское мыло это не распространяется и там другие факторы, влияющие на сохранность?
    • Наталия Вербена14 ноября 2017 в 17:49
      Почитайте статью про срок годности мыла с нуля, там объясняется, почему так происходит. Срок годности у кастильского мыла достаточно высокий, и может достигать 4-5 лет
  • И еще вопрос: можно ли обычным миксером смешивать? У меня для моего есть лишние насадки, а вот блендер отдельный придется покупать.. спасибо
    • Наталия Вербена6 ноября 2017 в 12:16
      Нет, миксер не подойдет, он много пузырей загонит
  • Добрый день! Подскажите, пжст, можно ли уменьшить объем всех ингредиентов в 2 или даже 3 раза на пробу? Не хочу сразу рисковать бутылкой масла. Раньше мыло не варила. Спасибо!
    • Если у вас точные весы (с точностью 0,1 грамм) то да, можно в два раза уменьшить. Но это не самый простой рецепт, посмотрите, у нас прямо отдельно рецепт для новичков есть
  • Добрый день! А можно в кастильское или марсельское мыло дать стеариновой кислоты для твердости и сколько процентов? И не будет ли стеаринка сушить или раздражать кожу?
    • Наталия Вербена5 июля 2017 в 15:41
      Нет, стеаринка безопасна для кожи, тем более она превратится в мыло. Можно добавить 5-10%. А можно количество воды в рецепте уменьшить :)
      • Спасибо! Попробую со стеаринкой. А то лежит полгодовое марсельское мыло и невозможно им мыться )
  • Ирина Тришина9 мая 2017 в 21:42
    Наталия, добрый день, как Вы думаете, можно ли кастильское мыло сделать на вине или на пиве?
    • Наталия Вербена10 мая 2017 в 12:21
      Да, конечно, можно
      • Ирина Тришина10 мая 2017 в 12:27
        Сделала вчера на красном вине ХС )) Запах ужасный и цвет болотный )) Цвет ладно, а запах, надеюсь, изменится.
        • Наталия Вербена11 мая 2017 в 09:50
          Да, запах со временем улучшится
          • Ирина Тришина11 мая 2017 в 09:52
            Наталия, доброе утро)) Вчера достала из формы, разрезала, почему-то крошится и в некоторых местах на поверхности выступили капельки, похожие на вино. Гель мыло проходило в нагретой и выключенной духовке, вроде, гель был (иногда я подглядывала))) С чем это может быть связано?
            • Наталия Вербена11 мая 2017 в 09:56
              А рН измеряли? Крошится - есть две возможные причины: либо не прошло гель, либо неправильно изначально составлен рецепт и переизбыток щелочи. Немного капелек - это тоже нормально
              • Ирина Тришина11 мая 2017 в 10:00
                рН - 9-10, может быть 8-9. Мне показалось, что гель внутри был, а снаружи не понятно, как будто корочка. Наверное, действительно, плохой гель был. Но форма была горячая, даже когда духовка уже остыла. От чего это может быть? Нужно было более высокую температуру дать? Жаль, что сюда нельзя фото выложить.
                • Наталия Вербена11 мая 2017 в 10:09
                  Я видела фото вк. Тут немного спорный момент - капельки чаще всего бывают при бурном геле. Дайте ему полежать еще пару-тройку недель, потом посмотрите.
                  • Ирина Тришина11 мая 2017 в 10:13
                    ХС - будет лежать долго ))))) Но все-таки у меня вопрос. Когда поставила на гель, то я видела, что изнутри он есть - менялся цвет, а сверху корочка, которая так и не вошла в гель. Такая ситуация не первый раз. Получается, внутри бурный гель, а верх гель не проходит?
                    • Наталия Вербена11 мая 2017 в 10:29
                      Для мыла на вине характерна корочка сверху, отличающаяся по цвету. Это не значит, что корочка не прошла гель :) Можете посмотреть этот МК https://milovarpro.ru/recipes/soap-boiling/mylo_s_nulja/glintvein/
  • Здравствуйте. Сделала мылко горячим способом. На бане томилось 4 часа. Загустело так, что еле в форму смогла выложить. да и то верхушка все равно какими то кусочками получилась. А PH полоски показывают уровень где то около 9. РН со временем нормализуется или я что то сделала неправильно? Спасибо заранее за ответ.
    • Наталия Вербена12 апреля 2017 в 09:01
      Наталия, во-первых, 9 на рН полосках это приемлемый результат, по факту у мыла и есть рН 9-10, просто большинство полосок в щелочной среде работают неточно, и показывают 7-8. Могу во-первых, посоветовать взвесить мыло и сравнить с предполагаемым итоговым весом, чтобы понять, что вы ничего не забыли добавить, а во-вторых, подождать недельку и еще раз помнить рН
  • Здравствуйте. Подскажите пожалуйста.При изготовлении кастильского мыла горячим способом пережир после бани надо добавлять?
    • Наталия Вербена7 апреля 2017 в 09:53
      если в пережир идет оливковое масло - то можно в калькуляторе выставить нужное значение и не добавлять ничего в конце. Если хотите другое масло в пережир, то да, в конце
  • Людмила Лютых31 марта 2017 в 17:17
    здравствуйте, девочки) у меня вопрос, если я сделаю в мыле свирлы, при прохождении стадии геля они не смешаются? очень хочется попробовать.. спасибо)
    • Анастасия Дудчик1 апреля 2017 в 16:23
      Людмила, добрый день. Нет, свирлы не смешиваются, можете смело пробовать =)
  • Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, при забивании рецепта кастильского мыла в мыльный калькулятор получается какая то ерунда. Все показатели горят красным. То есть рецепт не сбалансирован. Почему так? Может со временем меняются какие то показатели? Спасибо заранее за ответ.
    • Наталия Вербена27 марта 2017 в 11:33
      Не обращайте внимания, калькулятор далеко не всегда корректно показывает показатели. Если в калькуляторе все показатели зеленые - значит рецепт хороший, если красные - ничего не значит. Это проверенный рецепт, поэтому можете спокойно делать)
  • Александр Шестаков24 июля 2016 в 15:57
    Добрый день!

    Вы очень подробно и доступно пишите.
    Было бы замечательно, если бы вы написали подробный рецепт приготовления этого мыла, горячим способом.
    • Наталия Вербена24 июля 2016 в 16:25
      Александр, в данном случае технология очень похожа, просто после 6-го пункта ставите мыло на водяную баню на 3-4 часа, а лишь после этого выкладываете в форму. И пользоваться таким мылом можно будет уже через недельку. Все :)
      • Александр Шестаков24 июля 2016 в 17:17
        Благодарю за ответ! :)
        Вопрос вдогонку: температура воды на водяной бане должна быть в каких-то определенных рамках? Боимся пересушить.
        • Наталия Вербена24 июля 2016 в 17:36
          Мыло должно быть закрыто крышкой, а вода на водяной бане должна чуть подзакипать, но не кипеть
  • Можно ли в виде щёлочи использовать КАЛЬЦИНИРОВАННУЮ СОДУ?
    • Наталия Вербена3 апреля 2016 в 13:43
      Нет, это совсем разные вещи. Гидроксид натрия иногда называют каустической содой, а не кальцинированной.
      • Добрый день! Можно использовать Гидроксид натрия чда 99% ?
  • Зоя Егорова15 декабря 2015 в 21:55
    Мылко зрело почти девять месяцев, но при контакте с водой просто расплывается :((
    • Наталия Вербена17 декабря 2015 в 17:49
      Оно расплывается при нахождении в воде? Или просто при малейшем контакте? Есть пена?
      • Зоя Егорова17 декабря 2015 в 20:03
        Раскисает, если после использования не просушить как следует. Пена есть, не обильная, но очень приятная.
Вы можете помочь нам избежать закрытия!
Информация в нашем телеграмм-каналеПерейти в наш канал