8 804 333 77 01
Обработка и сбор заказов:
пн-пт: с 1000 до 2100
сб-вс: с 1200 до 2000 (московское время)

К теме красителей в мыле с нуля довольно сложно подступиться, так как она состоит не из ряда взаимосвязанных частей, а скорее из множества нюансов, которые следует учесть.

Но, несомненно, цвет – это важно. Если дать любому «неискушенному» человеку два мыла, то он в 99% выберет красивое и приятно пахнущее, какой бы чудесный состав не прятался за неприметной оболочкой второго. Поэтому забота о насыщенных, равномерных цветах – одна из первоочередных задач любого мыловара.

Основная сложность заключается в огромном разнообразии красителей и путанице с их названиями (например, зачастую один и тот же краситель в разных источниках может называться как пигментом, так и микой и перламутром). Поэтому для начала предлагаю разобраться именно с классификацией красителей, а затем уже перейти к техническим моментам – тем самым нюансам, о которых я писала выше.

Условно разделим красители на:

  • Пищевые
  • Пигменты
  • Мики
  • Перламутры
  • Глиттеры
  • Пигментные пасты
  • Натуральные красители
  • Добавки, использующиеся в качестве натуральных красителей.
  • Другие красители

Пищевые красители – самый ненадежный товарищ мыловара-нулевщика. Дело в том, что они могут реагировать со щелочью, и как следствие – ведут себя совершенно непредсказуемо. Один и тот же краситель, но из разных партий, может как давать чудесный яркий цвет, так и менять его на диаметрально противоположный или просто «выцветать» в мыле, оставляя лишь бледный намек. Причем это относится ко всем разновидностям пищевых красителей – как к гелевым, так и жидким и порошкообразным. Но при этом у них есть существенное преимущество – невысокая цена, поэтому если Вы не боитесь неопределенности и у Вас нет цели достичь конкретного цвета – можете поэкспериментировать. Жидкие и гелевые красители добавляются в мыло в чистом виде, порошкообразные – предварительно растворяются в небольшом количестве теплой воды.

Пигменты – самые запутанные красители с точки зрения названия. В англоязычной литературе под пигментами подразумевают полученные в лабораториях оксиды и ультрамарины, по своему составу идентичные натуральным. В мире российских мыловаров под словом «пигмент» понимается стойкий к щелочи порошкообразный краситель, который может быть как синтетическим, так и натуральным. По поводу способа ввода – в некоторых случаях можно добавлять пигменты в чистом виде, но чаще всего их рекомендуется предварительно растереть с небольшим количеством базового масла (лучше всего в ступке). За более точными рекомендациями лучше обращаться к описанию конкретного пигмента в магазине, где Вы его приобрели.

Обычно в мыле с нуля пигменты ведут себя неплохо, и дают интенсивный цвет, но опять-таки из-за путаницы в названиях могут быть и исключения.

Мики – чаще всего под этим словом подразумеваются яркие порошкообразные натуральные пигменты, иногда с блестящим оттенком. В основном, мики используются при создании декоративной косметики: помад, румян, теней. В мыле с нуля сложно говорить о способах ввода и поведении мик в целом, каждую необходимо тестировать отдельно.

Перламутры – блестящий краситель с очень маленькими частицами. В нулевке может быть использован для украшения верхушки (аккуратно, через сито, посыпьте верх мыла перламутром), или же для полного окрашивания (эффектный, но отнюдь не экономный способ). Чаще всего может добавляться в чистом виде, и при этом хорошо расходится в мыльной массе (протестировано на перламутрах «бронза», «золото» и «вишневый» из ассортимента нашего магазина), но для надежности, лучше все-таки растирать его в небольшом количестве базового масла перед добавлением.

Глиттеры – крупные блестящие частички, которые не могут быть использованы в качестве полноценного красителя, так как не растворяются в мыле с нуля. Тем не менее, ими можно эффектно украсить верхушку мыла (или добавить внутрь прозрачного глицеринового мыла).

Пигментные пасты – один из самых надежных красителей для мыла с нуля – они не меняют цвет, а смешивая их между собой можно получить практически любые оттенки. Кроме того, они позволяют добиться по-настоящему ярких и насыщенных цветов – посмотрите, например, на это мыльце "Мыло для маленьких принцесс".

Существует концентрированные и уже разбавленные пигментные пасты. Концентрированные ни в коем случае не стоит добавлять в чистом виде, их нужно предварительно развести водой (чаще всего достаточно около 7-10 капель красителя на 10 мл воды). Удобно сразу разводить пасту на несколько партий мыла, поэтому при приобретении концентрированного красителя, не забудьте заодно купить маленький флакончик, в котором Вы будете хранить разбавленный. Обязательно интенсивно взбалтывайте пигментную пасту перед использованием!

Натуральные красители идеально подходят для тех, кто ценит экологичность, но, к сожалению, чаще всего они дают бледные цвета и далеко не полный их спектр. Довольно неплохо ведут себя оранжевые, коричневые и синие натуральные красители, а вот добиться естественного красного или фиолетового цвета сложно.

Отдельно среди натуральных красителей стоит выделить диоксид титана - он как раз проявляет себя на 100%, с его помощью легко получить красивое молочно-белое мыльце.

Добавки, использующиеся в качестве натуральных красителей, если честно, достойны отдельной статьи. В рамках сегодняшнего разговора я упомяну самые распространенные варианты, но, буду рада, если Вы предложите свои идеи в комментариях.

Масла – прекрасный зеленый цвет дает масло лавра, которое можно добавлять от 10 до 40%, желто-оранжевые оттенки можно получить, добавляя облепиховое масло и масло бурити.

Тертое какао дает насыщенный шоколадный цвет. По моему субъективному мнению, шоколадное мыло с тертым какао – это одно из самых чудесных сортов. А если еще скрасить его ноткой ванили и заменить обычное кокосовое масло на нерафинированное… Ммм!

Фруктоза так же дает шоколадный цвет, кроме того придает мылу легкий (совсем легкий!) карамельный аромат.

Отвары, соки – при разведении щелочи в отваре или соке, к сожалению, чаще всего получается грязный «болотный цвет», но их добавление уже в готовую мыльную массу может дать вполне симпатичные, хоть и немного бледные оттенки.

Кофе может выступать не только в качестве скраба, но и как краситель. Цвет мыла получается от сероватого, до насыщенно коричневого.

Специи – на некоторых специях можно настаивать масла, а некоторые добавлять в виде спиртовой настойки. Лучше всего в мыле сея ведут куркума и карри.

Глины так же могут окрасить мыло. Пожалуй, лучшим примером послужит мыло одной моей хорошей знакомой и прекрасного мыловара – Галины (tamanu), под названием «Семь глин». В качестве красителей использованы глины разных сортов. Супер, правда?

Другие красители – сюда я отнесу набор Zenicolor, который пользуется большой популярностью у мыловаров, варящих из основы. К сожалению, судя по моему опыту, в мыле с нуля он как минимум, нерентабелен. Чтобы добиться интенсивного цвета необходимо истратить несколько грамм красителя, и, при наличии альтернативы, лучше все-таки отложить его для основы, а в нулевку использовать пигментные пасты.

Рекомендации по добавлению красителя в мыло:

  • В первую очередь стоит отметить, что все «капризы» относятся только к мылу холодным способом, в мыле ГС уже не остается свободной щелочи, поэтому можно использовать любой краситель. Основная задача в мыле ГС – хорошо вымешать краситель. Я рекомендую добавлять краситель не снимая мыло с водяной бани, в таком случае Вам не придется бояться, что мыло начнет застывать. Кроме того, для равномерного распределения цвета в мыле ГС можно воспользоваться миксером (в таком случае мыльце получится слегка взбитым).
  • Красители, которые растворяются в воде или растираются в масле можно дополнительно «процедить» через марлю – это поможет избежать не растворившихся крупинок красителя в мыле. С одной стороны, это вроде и мелочь, но с другой эти крупинки могут кардинально испортить внешний вид мыла.
  • Даже если Вы используете хорошо знакомый Вам краситель, не добавляйте его сразу во весь объем мыльной массы, а предварительно попробуйте окрасить небольшую ее часть (можно это сделать в одноразовом стаканчике или зачерпнуть немного мыльной массы прямо ложкой. Так Вы будете уверены, что получившийся цвет Вам подходит и не испортите не растворившимся красителем сразу всю партию.
  • Среди зарубежных мыловаров практикуется весьма интересный способ добавления красителей. Они доводят мыльную массу до легкого следа, затем, при необходимости, разделяют ее на части, окрашивают, и после этого, опять-таки вооружившись блендером, доводят уже до густого следа. Этот метод стоит взять на заметку, так как он обеспечивает максимально равномерное окрашивание (но я чаще всего по привычке добавляю красители уже на стадии густого следа, надо исправляться :))
  • Еще раз упомяну про взбитое мыло – помните, что все цвета в нем становятся бледнее (нежнее). То есть красный превращается в розовый, синий – в голубой и так далее. Но от этого мыло только выигрывает :)
  • Миграции цвета в мыле с нуля практически нет, со временем границы слоев остаются такими же четкими, как и сразу после нарезки (сужу по своему опыту, возможно кто-то может опровергнуть этот пункт – тогда обязательно отпишитесь в комментариях).
  • Дозировка – еще один неоднозначный момент. Я всегда добавляю красителя «на глаз», до желаемого цвета, а в случае с мылом ХС стараюсь добиться даже чуть более яркого оттенка, чем нужно. Единственное, чем может грозить передозировка красителя – это цветная пена готового мыла (причем, на его моющие свойства это никак не влияет, просто выглядит немного странно :))
  • Всегда считалось, что в безгелевом мыле цвета более яркие, но позже это было опровергнуто.
  • На цвет мыла с нуля может повлиять добавление ванили или ванилесодержащей отдушки – со временем оно начнем желтеть или коричневеть. Избежать этого можно или отказавшись от ванильных запахов, или используя стабилизатор ванили.
  • Так же желтый, а иногда и зеленоватый оттенок мылу может придавать добавление на первый взгляд безобидных масел – например, оливкового или какао. Поэтому для идеально белого мыла стоит либо выбирать только «светлые» масла, либо добавлять диоксид титана.

Надеюсь, я немного помогла Вам разобраться в запутанном и разнообразном мыле красителей для мыла с нуля.

Яркого Вам творчества и до новых встреч!

автор: Наталия Вербена

Написать свой комментарий:
Комментарий должен соответствовать правилам
Комментарии:
  • Ирина Тришина1 ноября в 14:24
    Наталия, а как себя Zenicolor ведет себя в мыле с нуля?
    • Наталия Вербена3 ноября в 11:15
      Плохо)) Лучше не использовать
      • Ирина Тришина14 ноября в 10:00
        Наталия, они меняют цвет, расслаивают мыльную массу, выпадают хлопьями, или просто большой расход, что бы добиться нужного цвета?
        • Наталия Вербена14 ноября в 17:38
          Не окрашивают и остаются крупинками
  • Хочу заказать ваши натуральные пигменты в порошке. Вы писали, что их лучше сразу растворить в 100 гр касторки, и потом добавлять в массу. А сколько гр вот такого разведенного в касторке пигмента добавлять в массу?
    Диоксид титана я обычно растворяю в пропорции 1:1 с водой и добавляю в массу после следа. Сухого порошка у меня идет около 10г на 600 г масел.. встряхиваю стаканчик и у меня все отлично без блендера размешивается
    • Наталия Вербена17 апреля в 11:12
      я развожу обычно маслом 1:10, то есть на 100 грамм касторки 10 грамм пигмента
      • Наталья Байсоголова18 апреля в 11:44
        благодарю! это понятно, я имею в виду, сколько разведенного в масле пигмента идет на партию мыла, скажем, на 1 кг? или вы на глаз кладете до желаемого оттенка? хотелось бы понять, на сколько хватает бутылька 10 гр
        • Наталия Вербена19 апреля в 09:21
          обычно на глаз кладу, в ближайшее время планируем протестировать наши красители и выложить образцы - какой будет оттенок в зависимости от того, сколько красителя положите
          • Наталья Байсоголова19 апреля в 12:17
            благодарю! скажите, вы не пробовали ваши индийские жидкие пищевые красители на нулевке? Я как-то покупала в одном месте пищевые: желтый, красный и зеленый не меняли цвет, а вот синий сереневым становился, лавандовым. Я приспособилась к этому и благополучно пользовалась))
            • Наталия Вербена20 апреля в 10:37
              Нет, если честно, не пробовала) В основном нашими швейцарскими пастами пользуюсь
  • Милентина 6 апреля в 16:12
    Подскажите пожалуйста, если пигментный краситель можно добавить в мыло ХС и он выдерживает щелочь, то можно ли добавить краситель в мыло ХС до начала варки на пару, что бы получить равномерный цвет?
    • Наталия Вербена7 апреля в 09:52
      да, можно в ГС в начале :)
      • Милентина 7 апреля в 09:59
        О круто! А можно ещё вопросик, нигде не могу найти ответ(( ГС вода насчитывается для раствора щелочи, и дополнительно. Вопрос когда добавлять доп воду? Сразу, в процессе варки, или в конце перед выкладкой?
        • Наталия Вербена7 апреля в 10:15
          в конце перед выкладкой, но я в последнее время больше люблю сразу всю воду брать (35%)
  • Добрый день! Можно ли украшать мыло с нуля фигурками из основы, окрашенными пищевыми красителями? Мигрирует краситель с ярких деталек на светлую верхушку нулевочки?) Спасибо!
    • Наталия Вербена6 марта в 10:40
      Фигурками украшать можно, а вот красители мигрировать будут :)
  • Анна Гридина20 ноября 2016 в 08:12
    Устала "бороться" с диоксид титаном. Помогите, пожалуйста. В чем разбавлять и в какой момент добавлять диоксид титана в мыло с нуля ГС?
    • Наталия Вербена21 ноября 2016 в 11:27
      Вы у нас берете? Я последний раз делала так: Брала 100 грамм касторового масла и 10 грамм диоксида и минут 5 смешивала все блендером. Полученную смесь добавляю в мыло, перед применением как следует встряхиваю - все отлично растворяется
      • Анна Гридина21 ноября 2016 в 12:23
        Благодарю вас, Наталия, от всей души. Вы меня спасли)
  • Павел Юрьев21 февраля 2016 в 12:43
    И вопрос: можно ли химически устойчивые красители растворять заранее в воде для приготовления щелочного раствора? Это бы точно решило проблему равномерности окраски, вопрос только выдержит ли краситель концентрированную щёлочь :)
    • Наталия Вербена22 февраля 2016 в 18:38
      Думаю, что это все-таки будет слишком для красителей :) А добавление красителей до следа, а потом еще несколько "вжиков" блендером не дают равномерного окрашивания?
      • Павел Юрьев22 февраля 2016 в 19:31
        Если до следа, то какая разница? Щёлочь всё равно ещё, фактически, отдельно от масел, насколько я понимаю :) А если после следа, хотя бы лёгкого то не совсем растворяется, даже блендером. Всё равно надо с водой разводить.
        • Наталия Вербена22 февраля 2016 в 19:56
          Вывод один - надо экспериментировать!) Но краситель, разведенный водой, можно добавить и после следа
          • Павел Юрьев22 февраля 2016 в 20:38
            Да, это я понимаю, просто лишняя возня :) Попробую в щёлочь добавить в следующий раз, отпишусь, сработало или нет :)
  • Павел Юрьев21 февраля 2016 в 12:41
    Добавлю пару моментов из моего опыта.
    1. По моему опыту пищевые красители и перламутры могут менять цвет в том числе в мыле ГС. Добавлял перед выкладыванием в форму. Они загущают мыльную массу и выцветают (перламутры), либо меняют цвет (пищевые красители). С водорастворимым пигментом такого не наблюдалось.
    2. Очень рекомендую, если тестируете краситель на предмет реакции с мыльной массой (ХС или ГС), после замешивания красителя с небольшим количеством мыльной массы выждать хотя бы минут 5-10: изменение цвета может произойти не сразу.
Бесплатная доставка по Москве, СПб и Нижнему Новгороду!