К теме красителей в мыле с нуля довольно сложно подступиться, так как она состоит не из ряда взаимосвязанных частей, а скорее из множества нюансов, которые следует учесть.
Но, несомненно, цвет – это важно. Если дать любому «неискушенному» человеку два мыла, то он в 99% выберет красивое и приятно пахнущее, какой бы чудесный состав не прятался за неприметной оболочкой второго. Поэтому забота о насыщенных, равномерных цветах – одна из первоочередных задач любого мыловара.
Основная сложность заключается в огромном разнообразии красителей и путанице с их названиями (например, зачастую один и тот же краситель в разных источниках может называться как пигментом, так и микой и перламутром). Поэтому для начала предлагаю разобраться именно с классификацией красителей, а затем уже перейти к техническим моментам – тем самым нюансам, о которых я писала выше.
Условно разделим красители на:
- Пищевые
- Пигменты
- Мики
- Перламутры
- Глиттеры
- Пигментные пасты
- Натуральные красители
- Добавки, использующиеся в качестве натуральных красителей.
- Другие красители
Пищевые красители – самый ненадежный товарищ мыловара-нулевщика. Дело в том, что они могут реагировать со щелочью, и как следствие – ведут себя совершенно непредсказуемо. Один и тот же краситель, но из разных партий, может как давать чудесный яркий цвет, так и менять его на диаметрально противоположный или просто «выцветать» в мыле, оставляя лишь бледный намек. Причем это относится ко всем разновидностям пищевых красителей – как к гелевым, так и жидким и порошкообразным. Но при этом у них есть существенное преимущество – невысокая цена, поэтому если Вы не боитесь неопределенности и у Вас нет цели достичь конкретного цвета – можете поэкспериментировать. Жидкие и гелевые красители добавляются в мыло в чистом виде, порошкообразные – предварительно растворяются в небольшом количестве теплой воды.
Пигменты – самые запутанные красители с точки зрения названия. В англоязычной литературе под пигментами подразумевают полученные в лабораториях оксиды и ультрамарины, по своему составу идентичные натуральным. В мире российских мыловаров под словом «пигмент» понимается стойкий к щелочи порошкообразный краситель, который может быть как синтетическим, так и натуральным. По поводу способа ввода – в некоторых случаях можно добавлять пигменты в чистом виде, но чаще всего их рекомендуется предварительно растереть с небольшим количеством базового масла (лучше всего в ступке). За более точными рекомендациями лучше обращаться к описанию конкретного пигмента в магазине, где Вы его приобрели.
Обычно в мыле с нуля пигменты ведут себя неплохо, и дают интенсивный цвет, но опять-таки из-за путаницы в названиях могут быть и исключения.
Мики – чаще всего под этим словом подразумеваются яркие порошкообразные натуральные пигменты, иногда с блестящим оттенком. В основном, мики используются при создании декоративной косметики: помад, румян, теней. В мыле с нуля сложно говорить о способах ввода и поведении мик в целом, каждую необходимо тестировать отдельно.
Перламутры – блестящий краситель с очень маленькими частицами. В нулевке может быть использован для украшения верхушки (аккуратно, через сито, посыпьте верх мыла перламутром), или же для полного окрашивания (эффектный, но отнюдь не экономный способ). Чаще всего может добавляться в чистом виде, и при этом хорошо расходится в мыльной массе (протестировано на перламутрах «бронза», «золото» и «вишневый» из ассортимента нашего магазина), но для надежности, лучше все-таки растирать его в небольшом количестве базового масла перед добавлением.
Глиттеры – крупные блестящие частички, которые не могут быть использованы в качестве полноценного красителя, так как не растворяются в мыле с нуля. Тем не менее, ими можно эффектно украсить верхушку мыла (или добавить внутрь прозрачного глицеринового мыла).
Пигментные пасты – один из самых надежных красителей для мыла с нуля – они не меняют цвет, а смешивая их между собой можно получить практически любые оттенки. Кроме того, они позволяют добиться по-настоящему ярких и насыщенных цветов – посмотрите, например, на это мыльце "Мыло для маленьких принцесс".
Существует концентрированные и уже разбавленные пигментные пасты. Концентрированные ни в коем случае не стоит добавлять в чистом виде, их нужно предварительно развести водой (чаще всего достаточно около 7-10 капель красителя на 10 мл воды). Удобно сразу разводить пасту на несколько партий мыла, поэтому при приобретении концентрированного красителя, не забудьте заодно купить маленький флакончик, в котором Вы будете хранить разбавленный. Обязательно интенсивно взбалтывайте пигментную пасту перед использованием!
Натуральные красители идеально подходят для тех, кто ценит экологичность, но, к сожалению, чаще всего они дают бледные цвета и далеко не полный их спектр. Довольно неплохо ведут себя оранжевые, коричневые и синие натуральные красители, а вот добиться естественного красного или фиолетового цвета сложно.
Отдельно среди натуральных красителей стоит выделить диоксид титана - он как раз проявляет себя на 100%, с его помощью легко получить красивое молочно-белое мыльце.
Добавки, использующиеся в качестве натуральных красителей, если честно, достойны отдельной статьи. В рамках сегодняшнего разговора я упомяну самые распространенные варианты, но, буду рада, если Вы предложите свои идеи в комментариях.
Масла – прекрасный зеленый цвет дает масло лавра, которое можно добавлять от 10 до 40%, желто-оранжевые оттенки можно получить, добавляя облепиховое масло и масло бурити.
Тертое какао дает насыщенный шоколадный цвет. По моему субъективному мнению, шоколадное мыло с тертым какао – это одно из самых чудесных сортов. А если еще скрасить его ноткой ванили и заменить обычное кокосовое масло на нерафинированное… Ммм!
Фруктоза так же дает шоколадный цвет, кроме того придает мылу легкий (совсем легкий!) карамельный аромат.
Отвары, соки – при разведении щелочи в отваре или соке, к сожалению, чаще всего получается грязный «болотный цвет», но их добавление уже в готовую мыльную массу может дать вполне симпатичные, хоть и немного бледные оттенки.
Кофе может выступать не только в качестве скраба, но и как краситель. Цвет мыла получается от сероватого, до насыщенно коричневого.
Специи – на некоторых специях можно настаивать масла, а некоторые добавлять в виде спиртовой настойки. Лучше всего в мыле сея ведут куркума и карри.
Глины так же могут окрасить мыло. Пожалуй, лучшим примером послужит мыло одной моей хорошей знакомой и прекрасного мыловара – Галины (tamanu), под названием «Семь глин». В качестве красителей использованы глины разных сортов. Супер, правда?
Другие красители – сюда я отнесу набор Zenicolor, который пользуется большой популярностью у мыловаров, варящих из основы. К сожалению, судя по моему опыту, в мыле с нуля он как минимум, нерентабелен. Чтобы добиться интенсивного цвета необходимо истратить несколько грамм красителя, и, при наличии альтернативы, лучше все-таки отложить его для основы, а в нулевку использовать пигментные пасты.
Рекомендации по добавлению красителя в мыло:
- В первую очередь стоит отметить, что все «капризы» относятся только к мылу холодным способом, в мыле ГС уже не остается свободной щелочи, поэтому можно использовать любой краситель. Основная задача в мыле ГС – хорошо вымешать краситель. Я рекомендую добавлять краситель не снимая мыло с водяной бани, в таком случае Вам не придется бояться, что мыло начнет застывать. Кроме того, для равномерного распределения цвета в мыле ГС можно воспользоваться миксером (в таком случае мыльце получится слегка взбитым).
- Красители, которые растворяются в воде или растираются в масле можно дополнительно «процедить» через марлю – это поможет избежать не растворившихся крупинок красителя в мыле. С одной стороны, это вроде и мелочь, но с другой эти крупинки могут кардинально испортить внешний вид мыла.
- Даже если Вы используете хорошо знакомый Вам краситель, не добавляйте его сразу во весь объем мыльной массы, а предварительно попробуйте окрасить небольшую ее часть (можно это сделать в одноразовом стаканчике или зачерпнуть немного мыльной массы прямо ложкой. Так Вы будете уверены, что получившийся цвет Вам подходит и не испортите не растворившимся красителем сразу всю партию.
- Среди зарубежных мыловаров практикуется весьма интересный способ добавления красителей. Они доводят мыльную массу до легкого следа, затем, при необходимости, разделяют ее на части, окрашивают, и после этого, опять-таки вооружившись блендером, доводят уже до густого следа. Этот метод стоит взять на заметку, так как он обеспечивает максимально равномерное окрашивание (но я чаще всего по привычке добавляю красители уже на стадии густого следа, надо исправляться :))
- Еще раз упомяну про взбитое мыло – помните, что все цвета в нем становятся бледнее (нежнее). То есть красный превращается в розовый, синий – в голубой и так далее. Но от этого мыло только выигрывает :)
- Миграции цвета в мыле с нуля практически нет, со временем границы слоев остаются такими же четкими, как и сразу после нарезки (сужу по своему опыту, возможно кто-то может опровергнуть этот пункт – тогда обязательно отпишитесь в комментариях).
- Дозировка – еще один неоднозначный момент. Я всегда добавляю красителя «на глаз», до желаемого цвета, а в случае с мылом ХС стараюсь добиться даже чуть более яркого оттенка, чем нужно. Единственное, чем может грозить передозировка красителя – это цветная пена готового мыла (причем, на его моющие свойства это никак не влияет, просто выглядит немного странно :))
- Всегда считалось, что в безгелевом мыле цвета более яркие, но позже это было опровергнуто.
- На цвет мыла с нуля может повлиять добавление ванили или ванилесодержащей отдушки – со временем оно начнем желтеть или коричневеть. Избежать этого можно или отказавшись от ванильных запахов, или используя стабилизатор ванили.
- Так же желтый, а иногда и зеленоватый оттенок мылу может придавать добавление на первый взгляд безобидных масел – например, оливкового или какао. Поэтому для идеально белого мыла стоит либо выбирать только «светлые» масла, либо добавлять диоксид титана.
Надеюсь, я немного помогла Вам разобраться в запутанном и разнообразном мыле красителей для мыла с нуля.
Яркого Вам творчества и до новых встреч!
автор: Наталия Вербена
Вопрос про использование мики для украшения верха мыла ХС.
Встречала в некоторых видео у американских мыловаров, что они разводят чем-то мику, набирают её пипеткой, брызгают хаотично по поверхности залитого в форму мыла, и потом палочкой рисуют узоры. Вот интересно, чем разводят мику для этих целей? Похоже на масло, но тогда масло останется на мыле...
Вы можете прояснить этот вопрос?
Заранее благодарна за ответ.
В чем может быть броблема?
1. В том, что разбавляла оливковым маслом
2. Смешала разные оттенки, а каждая мика ведет себя по-разному
3. В чем-то другом?
Спасибо
На эту тему у нас есть статья https://milovarpro.ru/articles/blog/glycerinovye-reki/
Я живу в Германии, рынок предлагает огромное количество красителей. Попробовала жидкие: цвет в готовом продукте некорректен, но хотя бы из той же цветовой гаммы (заявленый "Смарагд" был грязнозеленый, не такой, как задумывалось). В итоге решила попробовать пигменты. Перепробовала всё: разбавлять водой, смешивать с маслом, добавлять в щёлочь, добавлять в уже готовый продукт на стадии слабого следа - получается добротное красивое замечательное мыло, но только не того цвета, который я задумывала. Ни разу не получился тот цвет, который хотелось бы.
В связи с этим может можно посоветовать, с чего мне хотя бы начать? Есть чудесный фиолетовый пигмент, который дал мне красивое зелёное мыло мраморного рисунка (цвет не равномерный вышел). Добавляла на стадии слабого следа, смешивала с маслом. Мыло чудесно пенится, сохраняет свои качества, просто получается не таким, каким я хочу его видеть. Есть синий, очень красивый и яркий, но как его использовать?
Заранее большое спасибо за все ваши советы.
и еще вопросик)
Я правильно поняла, что пигментная паста - это вот это ? и ее точно можно использовать ?https://milovarpro.ru/catalog/colorants/pigment_pastes/yellow_neon/
Диоксид титана я обычно растворяю в пропорции 1:1 с водой и добавляю в массу после следа. Сухого порошка у меня идет около 10г на 600 г масел.. встряхиваю стаканчик и у меня все отлично без блендера размешивается
1. По моему опыту пищевые красители и перламутры могут менять цвет в том числе в мыле ГС. Добавлял перед выкладыванием в форму. Они загущают мыльную массу и выцветают (перламутры), либо меняют цвет (пищевые красители). С водорастворимым пигментом такого не наблюдалось.
2. Очень рекомендую, если тестируете краситель на предмет реакции с мыльной массой (ХС или ГС), после замешивания красителя с небольшим количеством мыльной массы выждать хотя бы минут 5-10: изменение цвета может произойти не сразу.