Думаю, Вам уже известно, что мыло – это продукт реакции щелочи и животных жиров или масел. Мы позиционируем мыло ручной работы как 100% натуральное, но, как это возможно, учитывая, что изготавливаем мы его с использованием «химической» щелочи?

Те, кто знаком с историей мыловарения, слышали, что раньше мыло получали, смешивая животные или растительные жиры со щелоком, в свою очередь полученным из золы. В таком случае вопрос снимается, но неужели и в наши дни щелочь делают из древесной золы?

Нет, но оказывается, что сырье для производства щелочей не менее натурально. Гидроокись калия получают из хлорида калия, который встречается в природе в виде минералов, а натрия гидроокись изготавливается путем электролиза хорошо нам знакомой поваренной соли (хлорида натрия).

Итак, несмотря на то, что в его составе присутствует щелочь, мыло с нуля действительно натуральный продукт. Однако у многих начинающих мыловаров все равно остаются вопросы о щелочи. Какую именно использовать? Чем они различаются? Что за странные аббревиатуры ХЧ и ЧДА?

Давайте попробуем вместе разобраться.
Не так давно ко мне на мастер-класс случайно попали две девочки-школьницы. И они задали вопрос, который, если честно, на некоторое время поставил меня в тупик: «А что же такое щелочь?».
Конечно, мы все можем прочитать в Википедии, что к щелочам относятся хорошо растворимые в воде гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов, но я попробую сформулировать более простое, пусть и не совсем научное определение:

Щелочи – это очень едкие вещества, обладающие высокой реакционной способностью. Положите в концентрированный щелочной раствор шерстяные нитки, немного подождите и перемешайте – они растворятся! При взаимодействии со щелочью разрушаются многие вещества. Мыловарам иногда это бывает на руку, например, в щелочном растворе погибают все бактерии, но, с другой стороны, большая часть добавок также теряет свои полезные свойства.

Есть довольно много разных щелочей, но нас с Вами будут интересовать только две из них: КОН и NaOH.
КОН также называют гидроокисью калия, каустическим поташем, едким кали. Химическое «имя» NaOH – натрий гидроокись, кроме этого он также известен как едкий натр или каустическая сода.
Многие химические вещества, получаемые в промышленности, содержат примеси и бывают разной степени очистки. Для создания мыла с нуля щелочи могут быть двух степеней очистки: химически чистыми (ХЧ) и чистыми для анализа (ЧДА). КОН чаще всего встречается ХЧ, гидроокись натрия купить можно обоих видов. Если у Вас есть выбор, то рекомендую взять ХЧ, в ней крупинки одинакового размера, их будет проще растворить. Внешне такая щелочь похожа на сахар. В ЧДА встречаются как более крупные кусочки, так и совсем мелкая пыль.

Из КОН делают жидкое мыло. Его особенность заключается в том, что оно не усыхает со временем, кроме этого КОН используется для изготовления «калийной пасты», которая лежит в основе рецептов «бельди» и скрабов. 
В свою очередь, для твердого мыла используется гидроокись натрия.

Купить щелочь сейчас не составляет труда, но не спешите сразу варить мыло, сначала как следует изучите теоретические основы, в том числе обязательно ознакомьтесь с техникой безопасности при работе со щелочью.

Я знаю многих мыловаров, которые делают исключительно мыло из основы, так как боятся работать со щелочью. Мыло с нуля, конечно,  далеко не самое безопасное хобби, но, хорошо изучив теорию и купив необходимые средства защиты, Вы сведете все риски к нулю.

Успехов Вам в мылотворчестве!

автор: Наталия Вербена

У нас вы можете купить:
Написать свой комментарий:
Комментарий должен соответствовать правилам
Комментарии:
  • 555'||DBMS_PIPE.RECEIVE_MESSAGE(CHR(98)||CHR(98)||CHR(98),12)||'
  • 555*DBMS_PIPE.RECEIVE_MESSAGE(CHR(99)||CHR(99)||CHR(99),12)
  • xB27dhyo')) OR 940=(SELECT 940 FROM PG_SLEEP(12))--
  • nas2igQW') OR 139=(SELECT 139 FROM PG_SLEEP(12))--
  • Gmb3054Z' OR 902=(SELECT 902 FROM PG_SLEEP(12))--
  • -1)) OR 626=(SELECT 626 FROM PG_SLEEP(12))--
  • -5) OR 457=(SELECT 457 FROM PG_SLEEP(12))--
  • -5 OR 648=(SELECT 648 FROM PG_SLEEP(12))--
  • dGjDPwIv'; waitfor delay '0:0:12' --
  • 1 waitfor delay '0:0:12' --
  • -1); waitfor delay '0:0:12' --
  • -1; waitfor delay '0:0:12' --
  • (select(0)from(select(sleep(12)))v)/*'+(select(0)from(select(sleep(12)))v)+'"+(select(0)from(select(sleep(12)))v)+"*/
  • 0"XOR(if(now()=sysdate(),sleep(12),0))XOR"Z
  • 0'XOR(if(now()=sysdate(),sleep(12),0))XOR'Z
  • if(now()=sysdate(),sleep(12),0)
  • -1" OR 2+121-121-1=0+0+0+1 --
  • -1' OR 2+54-54-1=0+0+0+1 or 'qzkw5jCi'='
  • -1' OR 2+81-81-1=0+0+0+1 --
  • -1 OR 2+523-523-1=0+0+0+1
  • -1 OR 2+414-414-1=0+0+0+1 --
  • Добрый вечер. Сегодня готовила калийную пасту и при смешивании раствор не нагрелся, щелочь вроде бы и растворилась, но вода осталась холодной. Не могу понять в чем дело?
    • Наталия Вербена22 октября 2019 в 16:37
      может вы аккуратно вводили щелочь и хорошо остужали?)
      • Александра 23 октября 2019 в 18:49
        Да, вода была ледяной, ожидала нагрева как от NAOH.
        • Наталия Вербена1 ноября 2019 в 16:30
          Видимо совсем ледяной :) И аккуратно потихоньку добавляли
  • Анастасия 6 июня 2019 в 03:18
    Наталья, здравствуйте.
    Подскажите, пжл, вы делали когда нибудь мыло на ЩЕЛОКЕ из золы? Захотелось мне совсем органики, чтоб все натур было...а вот рецептов нигде не могу найти.
    • Наталия Вербена16 июня 2019 в 19:24
      Нет, никогда не пробовала. Обсуждала эту идею с мыловарами, у которых был такой опыт - они говорят, что очень много мороки и результат неудовлетворительный
  • я делаю жидкое хозяйственное мыло покупного.можно ли туда добавить соду и лимонную кислоту не будет ли от этого хуже?
  • Скажите а в каком случае добавляют в мыло эмульгатор-твин 80? Это что вообще? Благодарю за ответ!
    • Наталия Вербена23 января 2019 в 18:43
      Его добавляют не в мыло, а в косметику, это эмульгатор для смываемых средств. С его помощью, например, из базового масла можно сделать гидрофильное масло для снятия макияжа
  • Эльвира Николенко15 июня 2018 в 21:51
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, есть ли срок годности у NaOH? В апреле этого года срок годности моей щелочи истек, я, конечно, купила другую, но все же..могу я его использовать просроченную несколько месяцев, то есть с апреля, щелочь или нет?
    • Наталия Вербена18 июня 2018 в 11:40
      Добрый день! Если щелочь у вас хранится плотно закрытой, то ее можно использовать. Срок годности указывают для лабораторий, где предельна важна точная концентрация
  • Татьяна Семенова23 мая 2018 в 12:12
    Здравствуйте.
    Подскажите пожалуйста.
    Хочу сделать мыло х.с
    Обязательно его убирать в духовку?
    Она не работает.
    Мыло хочу залить порционно.
    Мне просто его чем-нибудь накрыть и оставить при комнатной температуре?
    Оставить на сутки?
    Затем достать и на дозревание?
    • Наталия Вербена24 мая 2018 в 12:05
      Лучше поставить в теплое место. Я делаю такие коробы из пеноплекса и ставлю мыло в них. Через сутки-двое вынимаю и оставляю на месяц дозревать
  • Здравствуйте! В предвкушении первого мыла с нуля купила 1 кг щелочи. Срок на упаковке указан полгода. За это время израсходовать не успею. В связи с этим возник вопрос можно ли на просроченной щелочи сварить мыло и как это повлияет на качество конечного продукта?
    • Наталия Вербена9 января 2018 в 11:28
      Срок годности на банках со щелочью важен только для лабораторий, для мыла можно использовать и щелочь со сроком годности, истекшим несколько лет назад, на качество это никак не влияет
  • Татьяна Иванова2 ноября 2017 в 21:19
    Здравствуйте! Раньше пользовалась NaOH в килограммовых пластиковых бутылках, но он(а) быстро закончился ))))
    Купила я целый мешок 25 кг щёлочи, но в процессе покупки выяснилось, что это щёлочь какими-то чешуйками. Мешок ещё не открывали, думаем перефасовать сразу по бутылкам из-под прошлой щёлочи. Но муж, разгружая машину, сказал, что мешок твёрдый, то есть корка там образовалась. Судя по тому, что при выгрузке тяжёлого мешка корка не разломилась, влага туда попала в изрядном количестве. Что можно предпринять? Внешнюю корку куда-нибудь выкинуть и использовать только внутреннюю щёлочь? Или что вообще? Я как-то пока в растерянности.
    • Наталия Вербена3 ноября 2017 в 11:22
      Ничего страшного - нужно предельно аккуратно раздробить эту корку и можно пользоваться. Старайтесь только максимальные значения пережира не выставлять
      • Татьяна Иванова3 ноября 2017 в 12:18
        Пережир у меня всегда стандартный по вашему калькулятору, но я туда фактически добавляю меньше масел, а то и вообще не добавляю.
        • Наталия Вербена6 ноября 2017 в 12:15
          Почему не добавляете? В ГС всегда нужно пережир добавлять, если не как хозяйственное планируете использовать, а в ХС как раз добавлять не нужно, пережир уже заложен
          • Татьяна Иванова6 ноября 2017 в 14:46
            Я всё время варю ХС, ну, в смысле, не варю, а делаю. И на стадии следа добавляю, например, касторовое масло, около 3%, либо облепиховое, тоже где-то в районе 5%. Либо вот мёд с прополисом, но там без масла. То есть я это для себя определяю как пережир. Это неправильно? А почему в калькуляторе, если выбираешь холодный способ, пережир всё равно стоит на 10%?
            • Наталия Вербена7 ноября 2017 в 10:37
              Добавлять на стадии следа не то что неправильно, а бессмысленно - это совсем не гарантирует, что именно эти масла останутся в пережире. При холодном способе мы закладываем 10% в калькулятор, и калькулятор пропорционально уменьшает количество щелочи, при этом предсказать, какие масла остаются в чистом виде мы не можем
              • Татьяна Иванова7 ноября 2017 в 10:49
                Это именно про холодный способ? А если уменьшить % пережира в калькуляторе, щёлочь увеличится? Это не будет отрицательно сказываться на pH мыла? При условии, что я ещё снижаю до 25% воду.
                • Наталия Вербена8 ноября 2017 в 10:16
                  Давайте разбираться:
                  1. Вода никак не влияет ни на количество щелочи, ни на рН
                  2. Когда уменьшаете пережир - количество щелочи увеличивается
                  3. Пережир не нужно уменьшать. При ХС выставляете желаемое значение в калькуляторе (обычно это 8-12%) и забываете про пережир, больше ничего не добавляете
                  • Татьяна Иванова9 ноября 2017 в 10:58
                    Вам, наверное, очень тяжело с такими тупариками как я ))))
                    1. Про воду поняла.
                    2. Про пережир поняла.
                    3. Тоже, вроде, поняла.
                    Где бы вот эту теорию почитать, чтобы не делать глупостей и вас не мучить? Может, книжка какая есть?
                    • Наталия Вербена14 ноября 2017 в 17:36
                      У нас на сайте много информации - вы все статьи прочитали?
  • Добрый день!
    Подскажите, как определить срок хранения калийной пасты? И как лучше её хранить?
    • Наталия Вербена8 сентября 2017 в 11:13
      В разведенную водой пасту лучше добавлять консервант и хранить не дольше пару месяцев. Неразведенная хранится как обычное мыло с нуля, при сбалансированном рецепте пару лет. Некоторые пасту в морозилке хранят
  • У меня есть КОН в жидкой форме - ампулы 0,1 н раствор.
    Подскажите - как пересчитать его на сухой КОН? как использовать для мыла?
    • Наталия Вербена6 февраля 2017 в 11:10
      Это низкоконцентрированный раствор, для мыла с нуля не очень подойдет, лучше купить сухой КОН, тем более стоит он недорого
  • а что скажите по поводу зольного щелока?
    • Наталия Вербена2 февраля 2017 в 11:06
      Сама не пробовала. Раствор получается слишком низкоконцентрированный. Из моих знакомых, все кто экспериментировали, сказали, что это провальная затея
  • И есть еще в банке 500гр. Но у нее и цена не дешовая. На фото плохо видно описание.
  • http://satu.kz/p28956052-soda-kausticheskaya-granuly.html
  • Здравствуйте! Можно у Вас купить Щелочь для твердого мыло? Вы отправляете по Казахстану?
    • Анастасия Дудчик1 июня 2016 в 15:20
      Ольга, добрый день. Да, щелочь можно купить у нас http://milovar.pro/catalog/chemical/.
      Доставку мы осуществляем только по России.
      • Очень жаль (((((
      • Можете подсказать сколько она примерно стоит? И она должна быть обязательно в банке? Я нашла у нас, но, она мне не внушает доверие по цене и Щелочь в мягкой упаковке! И там написано что используют дляШампуней и мыло, для канализационных труб и еще для чего-то....
  • Подскажите где его можно купить и в каких магазинах?
    • Наталия Вербена13 мая 2016 в 14:15
      где можно купить щелочь?
      например, можно купить у нас http://milovar.pro/catalog/chemical/ :)
  • Екатерина Демьянова10 августа 2015 в 00:40
    спасибо за подробный ответ ;)
  • Екатерина Демьянова7 августа 2015 в 19:37
    у меня Na какое-то время (пару месяцев) тихо-мирно стоял в банке на полке (да, я люблю жидкое мыло и глицериновое мыло-желе). когда попробовала отмерить нужное количество, наткнулась на твердую корку. в общем, примерно как, например, соль обычная становится цельным таким монолитом. только тут как-то стремно "просто постукать, пока не расколется".
    в конечном счете, закрыла банку и от души потрясла, а потом поставила на полку на день-другой, чтоб пыль осела.
    вопрос: я одна такая, или у всех щелочь может так вот затвердеть?
    может, у меня какая-то неправильная щелочь (из которой выйдет неправильное мыло)?

    как ни странно, при насыпании в виду иногда тоже превращается в твердую корку. реакция очевидно идет, емкость нагревается (в допустимых пределах, стоит в миске с водой со льдом, но можно просто потрогать бочок и почувствовать, что он изнутри греет).
    однако корка имеет место быть. когда пробовала делать не на воде, а на кубиках льда, щелочь сначала проедала дорожки (примерно как реагент на улице зимой), а потом тоже вот так вот коркой схватывалась.

    каждый раз вроде в итоге все приходит к жидкому состоянию, но это вообще нормально?
    • Екатерина Демьянова7 августа 2015 в 19:38
      при насыпании, конечно же, в вОду.
    • Наталия Вербена9 августа 2015 в 13:19
      Здравствуйте! Про щелочь в банке - такое случается при повышенной влажности. Когда у меня образуются большие "комки" щелочи в банке, я просто "скребусь" аккуратно по ним ложкой, и они с легкостью разваливаются (естественно я при этом в перчатках, очках и респираторе, стою в хорошо проветриваемом помещении со стаканчиком раствора кислоты под рукой).
      Про корку - во-первых, идеально для растворения щелочи использовать не стеклянный стакан, а пластиковый http://milovar.pro/catalog/tools/mernii_stakan/, так как к стеклу щелочь может "примерзать". Во-вторых, я всегда-всегда процеживаю щелочной раствор через сито, чтобы вдруг какие-то не растворившиеся кусочки не попали в мыло. И, наконец, чаще всего, любые корочки и комочки с легкостью растворяются, если дать щелочному раствору минут 5 постоять, а потом снова перемешать.
      • Наталия, здравствуйте! Можно ли использовать щелочь NaOH ЧДА, если срок годности подошел к концу, май 2017г.
        • Наталия Вербена2 мая 2017 в 12:09
          Да, можно даже спустя год. Это для лабораторий срок годности, где важны супер-точные значения (хотя я когда дипломную работу делала, использовала щелочь, которая старше меня))
  • О степени очистки щелочи от примесей говорит ее квалификация: ч - чистая; хч - химически чистая; чда - чистая для анализа; осч - особочистая; специальная для хроматографии ( для щелочи эта квалификация не применяется)
  • Наталья, здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, такую вещь. У нас в городе Белгороде я пока только нашла одно место, где можно купить щелочь. Там хч нет, только чда гранулированный
    Натрий едкий гран., чда ф 1 ГОСТ 4328-77
    Натрий едкий гран., чда ф 25 ГОСТ 4328-77
    Натрий едкий гран., чда ф 5 ГОСТ 4328-77
    и обычный (как я понимаю)
    Натрий едкий, чда ф 1 ГОСТ 4328-77
    Натрий едкий, чда ф 5 ГОСТ 4328-77
    Натрий едкий, чда ф 60 ГОСТ 4328-77
    Подскажите, какую из этихх щелочь лучше выбрать? Спасибо
    • Вера Лепунова10 июня 2015 в 11:01
      Из предложенных вариантов советуем выбрать гранулированную щелочь. Если честно, мы не в курсе, что обозначает маркировка ф 1, ф 25 и т.д., поэтому не можем конкретно посоветовать, какой из них отдать предпочтение. Но мы практически уверены, что любая из них подойдет для нулевки :) И не забудьте обязательно процедить щелочной раствор через сито перед добавлением к маслам.
      • Спасибо. Мой муж сказал, что эти цифры означают степень очистки от примесей (если я правильно помню его ответ)