Статьи \ Блог \

Можно ли мыть голову твердым шампунем (шампуниевым мылом с нуля)

Мне тут задали вопрос в рецепте шампуниевого мыла, и я решила, что ответ на него можно вынести на всеобщее обозрение и обсуждение, чтобы сразу расставить все точки над i и потерять половину читателей (где там заигрывающий смайлик?).

Итак, барабанная дробь: Можно ли мыть голову твердым шампунем (шампуниевым мылом с нуля)?

Оговорюсь, что все нижесказанное - это мое мнение, и очень многие мыловары будут со мной спорить настолько же агрессивно, насколько щелочь воздействует на волосы :)
Твердое шампуниевое мыло с нуля не подходит никому, ни одному типу волос.
Причина первая: его рН около 10, а рН кожи головы 5-6. Снизить рН у мыла до значения 5-6 невозможно, в таком случае это просто перестанет называться мылом, а будет синтетической смесью ПАВов - синдетом (синтетический детергент), технология изготовления которого отличается от приготовления нулевого мыла.

Причина вторая (из первой вытекающая): щелочь разъедает белок. Именно поэтому так опасно попадание щелочи в глаза. А знаете сколько белка в составе волос? 78%. Бросьте клочок волос в щелочной раствор и через 10-15 минут перемешайте. Догадываетесь, что произойдет?

Он растворится.

При регулярном использовании шампуня "с нуля" волосы пересушиваются, становятся сухими, ломкими, спутанными, безжизненными, появляется перхоть. Можно после каждого мытья споласкивать волосы уксусом, что частично снизит негативный эффект, но намного полезнее пользоваться обычным шампунем, тем более вариантов его создания - множество, обратите внимание хотя бы на разнообразие основ для шампуня.
И дело совсем не в рецепте, каким бы насыщенным и хорошим он не был, воздействие щелочи на волосы он не погасит (особенно учитывая, что в большинстве шампуней пережир ставят 1-2%) - не поможет ни крапива, ни репейное масло, ни цитрат натрия, ни даже шелк. Поэтому не пытайтесь перебирать рецепты в поисках того, который Вам подойдет - такого просто не существует.

Лично из моего опыта - мне потребовалось около двух лет на восстановление волос после экспериментов с шампуниевым мылом.

Одним из контраргументов станет то, что наши бабушки всю жизнь мыли волосы хозяйственным мылом и щеголяли с роскошными шевелюрами. Но возьмите всю совокупность внешних факторов, воздействующих на состояние волос: образ жизни, загрязнение окружающей среды, питание и Вы поймете, что вряд ли красоте волос они были обязаны именно шампуню.

Как всегда - с удовольствием отвечу на любые вопросы в комментариях.

Наталия Вербена.

У нас вы можете купить:


Написать свой комментарий:
Комментарий должен соответствовать правилам
Комментарии:
  • Извините, но то, что Вы написали - это "бред сивой кобылы" ! Во-первых, на то и нужна реакция омыления, чтобы произошла реакция и щелочь прореагировала и маслами и, в конечном итоге, не осталось свободной щелочи, во-вторых кожа одинаковая и на лице, и на теле, и на голове, и поэтому странно, что тело можно мыть мылом с нуля, а голову и волосы нет, и из этого вытекает третий аргумент, волосы, как всем известно, являются придатками кожи, именно поэтому нет смысла лечить волосы, не вылечив кожу головы, следовательно, если волосы мыло с нуля способно растворить, то и кожу на теле оно также может разъесть.
  • Бабушки, помимо всего прочего, мыли голову ещё и смесью ржаной (только ржаной!) муки с горчичным порошком. От этой смеси, говорят, волосы растут как на дрожжах, и становятся здоровыми и блестящими. Горчицы нужно немножко, примерно 1 чайную или столовую ложку на стакан муки. Перемешать всё с тёплой водой или отваром в кашицу, и этим мыть.
  • У готового мыла pH не больше 8. У меня стабильно 7.5-8. Пользуюсь нулёвым шампуневым мылом уже год. Никакого ухудшения состояния волос не обнаружено, ничего не пересушивает, пользуюсь только им два раза в неделю, волосы у меня от природы не сухие, ближе к жирным, густые, к составлению рецепта подошла очень тщательно, изучив кучу информации о маслах, добавках и их пропорции по типу волос. В шампуневое обязательно добавляю лимонную кислоту. В разрушение белка здоровых волос мылом с pH меньше 8, основываясь на своём опыте мало верю, да и мытьё занимает несколько минут, а не час. Мама тоже пользуется и говорит волосы стали меньше выпадать. Возможно у тех у кого неудачный опыт, неправильно составлен рецепт для определённого типа волос. Для сухих и тонких хорошо преобладание базовых масел с увлажняющими и смягчающими свойствами. Кокоса поменьше он сушит, оливковое и миндальное хорошо, касторовое без фанатизма, может утяжелить волосы, пальмовое и ши вообще для волос ни ни. А может кому то действительно нулёвое мыло просто не подходит при любой рецептуре.
  • Пользовалась мылом из органической мыльной основы фирмы "чистотел" , добавляла масло + отвар. Сначала эффект классный был: росли быстро, живое ощущение на голове. Бальзамом пользовалась не всегда т.к считала его химией, да и в целом даже ополаскивать водой с уксусом не любила т.к потом волосы жирнились со временем (постоянно точно не хотелось) . Вообще год точно было все норм., но после Зимы обратила внимание, что волосы после того как отрасли стали плохо выглядеть, возможно из-за частого закалывания волос в хвост и гульку и отопления, не знаю + появилась сухость на коже головы .Пришлось отрезать 25 см т.к вид никакой. Сделала твердый шампунь из мягких павов, стали волосы выпадать ( теперь не знаю чем мыть . Сделала бальзам на бтмс , тоже не понятно от него нет ,сначала эффект вау., сейчас боюсь. Волсы стали быстро жерниться, но кожа головы не сушит .
  • Маргарита Баскакова6 ноября 2020 в 21:59
    У меня тоже отрицательный опыт с этими твёрдыми шампунями. Хоть и мыли до скрипка, первое время радовалась что не жирнится как раньше. А потом поняла, это потому, что волосы стали сухими :(
  • Маргарита Баскакова6 ноября 2020 в 21:57
    Бабуля говорит яйцом они голову мыли в деревне) а мылом ни ни :)
  • Здравствуйте,Наталия! А можно ли мыть голову шампунем из калийной пасты?
    • Ксения Куштысева24 апреля 2020 в 10:00
      Калийная паста является тем же мылом с нуля, а следовательно - у нее тоже высокий PH
  • Здравствуйте. У меня вопрос. Получается, что голову мыть нельзя, а тело можно, средний pH кожи тела 5,5, получается и тело натуральным мылом мыть нельзя. Я сварила мыло горячим способом из 100% оливкового масла померила pH равен 8 после мытья было чувство стягивания, чего не наблюдается после Palmolive, которым я пользуюсь. Лучшее враг хорошего)
    • Наталия Вербена25 ноября 2019 в 14:13
      Добрый день! Предполагаю, что кожа по-другому взаимодействует с мылом, чем волосы, за счет липидного слоя на поверхности, но у меня нет ни медицинского, ни биологического образования, поэтому в данному случае не могу дать квалифицированный ответ)
  • Галина Мкртичян3 ноября 2019 в 23:39
    Три месяца мОю голову своим мылом с нуля. Волосы не тонкие, не крашеные. С самого первого раза волосы промылись, ощущение чистоты есть. Даже показалось что и не так часто загрязняются. Подкисленной водой не споласкивала. Может волос не капризный у меня.
    • Наталия Вербена5 ноября 2019 в 12:17
      Спасибо за ваш опыт! Согласна, что это очень индивидуально
  • У меня тоже получился отрицательный опыт. Нашла замечательный рецепт "шампунь-мыло на яблочном уксусе" (горячим способом) и мыло так хорошо пахло и поначалу волосы выглядели хорошо и волосы обязательно споласкивала яблочным уксусом. Но, через где-то 7-8 раз, волосы стали как пакля, безжизненные и некрасивые.
    За волосами я ухаживала всегда хорошо и продолжала делать маски как обычно до и после использования мыла и может поэтому процесс разрушения занял более длительный период.
    Теперь вот сделала короткую стрижку и потихоньку привожу волосы в порядок :-)... видимо каждому нужно пройти через свой опыт....
  • Интересно. У меня противоположный опыт. Волосы не тонкие , крашеные , вьющиеся ( это значит сухие и ломкие сами по себе от природы). Мыла шампунями и массовыми и дорогими. Волосы делались все суше и жестче, сеноподобными, несмотря на регулярное применение кондиционера смываемого + несмываемого+ всяких масок. Около 3 лет тому назад перешла на натуральное мыло. Все улучшилось. Перхоти нет, волосы мягкие, не пушатся, расчесываются и меньше ломаются. Блестят! Не сено, а локоны! Я мою готову не каким-то специальным шампуневым мылом, а обычным, тем же , что и тело. Чаще всего серно- дегтярным ( ГС) . Или палео ( на свином жире ) . Пережир 8-10, в пережире всегда касторка. Ополаскиваю слабокислым раствором ( ябл. уксус, лим. сок), кондиционер обычный масовый из супермаркета . А вот в качестве несмываемого кондиционера в процессе расчесывания использую самодельное взбитое масло для тела на основе масла ши. Отлично это все вместе работает на вьющихся волосах
    • Наталия Вербена13 августа 2018 в 13:54
      Спасибо, что поделились своим опытом :)
    • Я забыла дописать. Дописываю через пару лет :). Я мою голову мылом не чаще 1 раза в неделю. Если вспотела и надо промыть голову- то или просто водой или умывалкой для лица. Главное не написала- я сами волосы мылом не тру. Только кожу головы! И то руками- сделаю пену на руках и этим мою кожу головы.
  • Наталия,а у Вас была ломкость и чем лечили?
    Препараты, маржи, ампулы, массаж,
  • Наталия, здравствуйте!
    Согласна, что такие шампуни вредят.
    Подскажите, как долго вы использовали такой шампунь и как восстанавливались?
    Спасибо.
    • Наталия Вербена14 февраля 2018 в 09:04
      Около полугода активного использования в разных вариантах и пару лет восстановления. Правда, все усугублялось тем, что на момент использования я еще кормила дочку.
      • Наталия, а у Вас была ломкость?
        И чем лечили- ампулы; препараты, спреи, массаж?
        • Комментарий удален из-за несоблюдения правил
        • Наталия Вербена15 февраля 2018 в 11:29
          Да, ломкие и тонкие. Пила витамины, маски, спреи
          • Какой фирмы спреи? Не могу вот понять ломкость идет о тшампуня( спустя месяц ) или же причины внутринние?
            А чем-то еще можно предотвратить ломкость?
            • Наталия Вербена16 февраля 2018 в 11:03
              Спреи самодельные, с кофеином, бетоном малины и кератином. Ломкость идет от того, что шампунь подтверждает волосы. Предотвратить - пользоваться щадящими шампунями, подходящими бальзамами и масками
              • Селенцин шампунь +бальзам подойдет?
                А вы не пробовали отвар крапива, пилинг из соли?
                • Наталия Вербена19 февраля 2018 в 11:21
                  Нет, отвар с пилингом не пробовала.
                  Бальзам и шампунь посмотрела - неплохие составы, думаю, подойдет
  • Марина Сибилева30 марта 2017 в 02:42
    здравствуйте! пытаюсь разобраться - твердый шампунь из основы https://milovarpro.ru/recipes/kosmetika_ruchnoj_raboty/uhod_za_volosami/solid_shampoo/ лучше для мытья волос,чем шампунь "с нуля"? Только начинаю экспериментировать в данной области... Какие отличия по вашему мнению?
    • Наталия Вербена30 марта 2017 в 10:26
      Да, это будет лучше, так как данная основа это не мыло, а смесь ПАВов, подходящих для мытья волос
  • А вот мой опыт использования различных шампуней отличается... Начну с мыльных орехов - что только не перепробовала с ними делать: отвары, порошки молола, с камедью смешивала, добавки разные добавляла.... Ну не подходит мне - волосы как пакля! С трудом расчесываются, безжизненные, не блестят. Фуу.... валяется теперь мешок....
    Шампуни из основы - пользовалась английской, не понравилась: волосы и кожу головы сушит (даже с добавками и маслами!). При этом волосы тусклые, не блестят, быстро жирнятся.. Заказала большую бадью на Аромазон (Франция)- тоже самое. Прямо расстройство.
    На свой страх и риск купила кусочек пивного твердого шампуня Ми-ко - нужен было компактный шампунь в дорогу. Первое мытье было в полевых условиях почти холодной водой, думала - всё, кранты волосам. Но! сказка!!! Волосы отлично промылись, при этом не спутались, отлично расчесались и супер-блестели! Решила, что это из-за воды. Но потом мыла голову дома этим шампунем - эффект тот же. Вобщем, для меня оказался самым лучшим вариантом.
    Вот, сварила себе на днях твердый шампунь ХС, пока зреет, надеюсь на него :)) Если интересно состав: кукурузное, горчичное, касторовое, кокосовое, инфуз корня лопуха на оливке , в пережир - масло прокакси + миндальное; коконы шелкопряда, д-пантенол, вит.Е, лимонка, стеаринов., ЭМ иланг-иланг и грейпфрут (тоже с Аромазон), вместо воды - отвар крапивы.
    Мыло получилось ярко-желтого цвета, хотя отвар крапивы темно-зеленый при добавлении щелочи пожелтел )))
    • Здесь каждый сам для себя решает, мне шампуни с нуля волосы испортили именно за счет регулярного использования, но повторюсь, есть и другие мнения... Мне нравятся шампуни на ПАВах с АЗ
      • Наталия, был ли у Вас опыт использования таких ПАВов с Аромазон: 1. Tensioactif Mousse de Babassu (пена бабассу) http://www.aroma-zone.com/info/fiche-technique/tensioactif-mousse-de-babassu-aroma-zone
        2. Tensioactif Sodium lauroyl sarcosinate ?
        Я заказала оба именно для приготовления шампуня. Но попробовав Аромазоновскую базу для шампуня теперь почему-то опасаюсь с этими ПАВами "химичить". Да и в какой концентрации добавлять тоже сомневаюсь - перевод гугла ну очень "вольный", треть важного текста понять не могу наверняка.
        • Наталия Вербена7 февраля 2017 в 15:45
          Второй не использовала, первый нежно люблю, как в шампунях (в сочетаниях с другими по рецептам оттуда же), так и в умывалках для лица и гелях для душа, как основной ПАВ (ввожу до 30%)
      • И еще вопросик - что Вы можете сказать по поводу состава моего зреющего шампуневого мыла? для шампуня такой набор масел и добавок имеет право на жизнь?
        • Наталия Вербена7 февраля 2017 в 15:47
          Ирина. не отвечу, поскольку я ярая противница шампуниевого и считаю, что при любом составе оно не имеет права на жизнь))) Переадресовала Ваш вопрос Оле Деминой, которая не столь категорична, как я. Жду ответа
          • Наталия Вербена7 февраля 2017 в 15:53
            Получила ответ: советует делать состав полаконичнее и убрать стеарин. А еще мы с ней обе не знаем что такое масло прокакси :)
            • я немного опечаталась - масло прАкакси - заказала тоже на "Аромазон"
              Масло получают холодным прессованием семян дерева пракакси, произрастающего в лесах Амазонки. - увлажняет кожу, волосы
              - облегчает расчесывание волос, придает им легкость, блеск
              - придает объем прическе
              - как и масло брокколи, является природной альтернативой силиконовым добавкам
              http://www.aroma-zone.com/info/fiche-technique/huile-vegetale-pracaxi-aroma-zone
              Спасибо за Ваши ответы!
              • Наталия Вербена13 февраля 2017 в 10:16
                Все равно о таком не слышала) Но теперь буду знать, спасибо)))
  • А можно поподробнее о более мягких шампунях? Вы имеете в виду шампуни из основы? Тогда какая из основ наиболее оптимальна для волос и кожи головы?
    • Наталия Вербена3 октября 2016 в 10:06
      Да, можно и из основы - я чаще всего использую концентрат, так как его дозировку можно как раз подобрать с учетом типа волос. Но тут я говорила о шампунях на основе ПАВов. Есть французский сайт aroma-zone, там много идей и рецептов и, собственно, самих составляющих
  • Елена Долгова4 ноября 2015 в 23:12
    Очень интересная тема. Согласна, что шампуневое мыло не всем подходит, особенно для окрашенных и пересушенных волос. Сама я им пользуюсь уже 2 года и пока волосы не выпали, и даже хорошо себя чувствуют. Специально перемерила рН, он где-то в пределах 8. До этого пользовалась шампунем из кокосульфата. Как мне показалась, его свойства во многом зависят от добавок в шампунь.
    • Наталия Вербена10 ноября 2015 в 17:34
      Здравствуйте!
      По поводу рН в мыле с нуля у меня есть отдельная статья: http://milovar.pro/articles/milo_s_nulya/process_sozdanija_myla/ph/
      8 - не совсем корректный показатель.
      Соглашусь, каждый сам подбирает для себя оптимальный уход, основной моей мыслью было, что есть множество других, более мягких шампуней.
  • Если не сложно,расскажите пожалуйста:)
    • Наталия Вербена10 ноября 2015 в 17:49
      Пока у нас в наличии нет подходящих эмульгаторов для кондиционеров. Один из самых простых вариантов это Дехикварт, рекомендации по применению описаны в карточке товара. http://milovar.pro/catalog/other_additions/emulsifier/dehyquart/
      Можете нажать кнопку "заказать", и тогда, как только он появится в наличии, Вам придет уведомление
  • Поделитесь, пожалуйста рецептами кондиционеров!) и хотелось бы узнавать Ваше мнение, по поводу того, какие добавки, витамины лучше добавлять шампунь, сделанный из основы!
    Заранее спасибо;)
    • Комментарий удален из-за несоблюдения правил
    • Наталия Вербена31 октября 2015 в 18:18
      Анна, самый простой вариант - это кондиционер из основы: http://milovar.pro/catalog/soap_base/liquid/hair_conditioner_base/
      Есть более сложные рецепты, но для этого уже надо вникать в основы кремоварения (если интересно, могу рассказать подробнее).
      Про добавки написала вот тут: http://milovar.pro/articles/blog/dobavki-v-shampun/
  • Елена Лучкина30 октября 2015 в 23:19
    Очень интересно! я совсем не опытный юзер, твердый шампунь с нуля не делала, да и мыло с нуля пока только 1 раз. Покупала твердую основу для шампуня, не пошло, все, как Наталья написала: волосы пересушивала жестко, одного раза хватило понять, что не мое.
    Прочитала я тут комментарии и вопрос возник, как у новичка: а что, у мыла с нуля должен быть рH 10? на меньше и не надеяться?
    • Александра 22 мая 2016 в 17:44
      у моего нулёвого мыла 10 ни разу не получалось, всегда 8, редко когда 9. это показывали и полосочки и электронный ph-метр
      • Наталия Вербена23 мая 2016 в 11:10
        Про рН подробно написано в этой теме: http://milovar.pro/articles/milo_s_nulya/process_sozdanija_myla/ph/. Бытовые рН-метры не очень любят высокощелочную среду и у готового мыла показывают рН 7-8, в то время как его реальный рН 9-10
        • Александра 23 мая 2016 в 12:20
          ну я же ничего не говорила про бытовой ph-метр. я несколько раз проверяла профессиональным, вернее не я лично, а проверяли по моей просьбе на фабричном производстве
    • У меня мыло получается всегда с pH 7,5. Не знаю откуда у кого то 10, у полностью созревшего мыла он не может быть больше 8.
  • Анна Алейникова30 октября 2015 в 13:48
    В следующий раз измерю рН твердого шампуня из кокосульфата и напишу вам. Девочки, спасибо за комментарии и объяснения - стало сразу все понятно какое мыло варить больше, а от какого нужно воздержаться.
    • Наталия Вербена30 октября 2015 в 14:13
      Дело в том, что рН полоски не корректно мерят рН мыла. Подозреваю, что с шампунем будет та же история.
  • Марианна Михно30 октября 2015 в 13:30
    Согласна полностью!!!! этот вариант не годится для мытья головы ... И на мой взгляд аргументы выбраны очень четко!
    • Наталия Вербена30 октября 2015 в 13:41
      Спасибо, приятно читать. Я ожидала наоборот негативных комментариев от любителей шампуниевого, а пока их что-то и не видно :)
  • Анна Бояршинова30 октября 2015 в 07:52
    Спасибо за статью, тоже как и Анна Алейникова сомневалась насчет шампуниевого мыла: покупать - не покупать. Пожалуй, воздержусь. Орешки мне тоже не подошли, тут очень индивидуально, кому то на ура подходит, кому то категорически нет. Пока мою порошком из трав и ржаной+овсяной муки+розовая глина. Иногда + еще горчичный порошок. Это единственное средство, которое не раздражает кожу головы и не усиливает выпадение волос. А как насчет твердого шампуня из кокосульфата? Он мягче шампуниевого мыла?
    • Кокосульфат это вообще не щёлочь. Это растительный ПАВ, получаемый из кокосового масла. Он ,конечно, мягче, чем щёлочь. Намного мягче. Так что для жирных волос он вряд ли подойдёт. А для сухих-самое то!)
    • Наталия Вербена30 октября 2015 в 13:40
      Интересно! А расскажите поподробнее про свой порошок? Как ощущения? Как результаты? Хорошо очищаются волосы? Давно им пользуетесь?
      Кокосульфат мягче шампуниевого мыла, но, кстати, это далеко не самый мягкий из ПАВов. Не соглашусь с Аленой, он вполне подходит и для жирных волос, разница только в дозировке.
      • Анна Бояршинова30 октября 2015 в 15:30
        Спасибо за ответ по кокосульфату.
        Сразу уточню, что рецепт не мой, нашла на одном из сайтов по домашней косметике. Я начала им пользоваться (первоначально с обязательным добавлением горчицы) более полугода назад, из за того, что во-первых, волосы быстро жирнились, а во-вторых, промышленные шампуни либо раздражают кожу, либо, если мягкие, не промывают волосы+раздражают кожу. Это единственный "шампунь", который промывал волосы не раздражая кожу. И еще он позволил мне перестать мыть голову каждый день. Ну и волосы с ним меньше выпадают. Сейчас волосы уже не такие жирные, поэтому горчицу редко добавляю.
        Состав такой:
        2ст.л. ржаной муки
        2ст.л. овсяной муки
        1ст.л. соли
        1ст.л. соды
        3ст.л. размолотых в порошок трав
        1ст.л. розовой глины
        можно добавить 2 ст.л. горчичного порошка, если жирные волосы.
        Травы подбираю в зависимости от проблемы. Поскольку выпадают волосы из за гормональных проблем, беру шишки хмеля, крапиву, шалфей, например. Но периодически меняю одни травы на другие. Для дочи-блондинки кладу ромашку.
        Все ингредиенты смешать и хранить в закрытой банке в сухом темном месте. 2-3ст.л. смеси залить горячей водой, дать настояться 2-3 минуты, нанести смесь на кожу головы, слегка помассировать и подержать эту "маску" минут 5. Потом тщательно смыть теплой водой. Кондиционер использую после шампуня обязательно, без этого не могу, т.к. структура волос довольно пористая. Главное, чтобы кондиционер на кожу не попал, тогда раздражения не возникает.
        Волосы промывает отлично, правда доче из длинных волос приходится его долго выполаскивать. Зато у нее перхоть прошла. У меня при его использовании волосы выпадают значительно меньше, чем без него. В период использования с горчицей даже "проснулись" "уснувшие" было волосяные луковицы.
        • Наталия Вербена30 октября 2015 в 18:31
          Здорово! Надо попробовать! А сколько горячей воды на 2-3 ложки смеси?
          • Анна Бояршинова31 октября 2015 в 04:10
            До состояния кашицы. Не слишком жидко, чтобы не растекалась, но и не слишком густо, иначе по голове не размажешь.
  • Почему Вы пишете про щелочь? В мыле ее уже нет - есть соли жирных кислот. Тогда каким образом щелочь разъест белок?
    • Елизавета Филиппова29 октября 2015 в 16:35
      Я, конечно, не автор, но попробуюнемного пояснить. У натурального мыло. как и написано в статье, рН около 10. Эта цифра означает, что среда щелочная. Поэтому Наталия и пишет про щелочь. Здесь была где-то статья про рН. Можете подробнее почитать, вам станет понятнее)
      • Наталия Вербена30 октября 2015 в 13:37
        Елизавета, очень правильно ответили! Спасибо :)
        Евгения, про разъедаемый белок - это, конечно, немного гиперболизированно, после мытья шампуниевым мылом волосы полностью не растворятся)) Но при регулярном мытье ослабеют и повредятся - это точно.
  • Анна Алейникова28 октября 2015 в 16:30
    Значит будем мыть голову отваром из мыльных орехов))
    • Наталия Вербена30 октября 2015 в 13:35
      Как правильно ниже написали, он тоже не всем подходит :)
      Хоть я и ярая поклонница "нулевки", голову я мою шампунем из основы, причем очень часто не заморачиваюсь с составом - shampoo base, д-пантенол, отдушка повкуснее и перламутр. А вот над бальзамами-масками для волос уже люблю поколдовать. Тут аналогия с мылом: шампунь для меня это, в первую очередь, безопасное очищение, а для ухода нужны другие средства
  • Анна Алейникова28 октября 2015 в 16:29
    Спасибо за данную статью - я как раз думала на тему взаимодействия щелочного мыла с волосами.